ГЛАВНАЯ

ПОЭЗИЯ

ПРОЗА

НАУКА

РАБОТА

ENGLISH


ЭКОЛОГИЯ ДУХА. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ.

Для того, чтобы вникнуть в суть вопроса, необходимо четко установить значение термина "Экология духа".

Для этого необходимо вспомнить, что такое экология. Существует множество определений экологии. Приведу наиболее распространенное. Экология - это наука, изучающая состояние среды обитания и процессов взаимодействия живых существ со средой обитания [1:5].

Одной из основных задач экологии на современном этапе является охрана окружающей среды (ОС) и здоровья человека. Через осознание того, что экономическая выгода, как единственная цель производства, ведет к разрушению среды обитания, человечество пришло к необходимости ограничивать воздействие на ОС установлением норм.

В управлении предприятием выделяют две составляющие, которые противопоставляются экономической выгоде. Это управление качеством и экологическое управление. Для того, чтобы для всех производителей установить одинаковые правила игры, существуют Законы и государственные стандарты, предписывающие выполнение норм вопреки экономическим интересам производителя.

К сожалению, экология, оценивая влияние материального производства на ОС и здоровье человека, ничего не говорит об охране духовной и нравственной среды проживания людей [3:264]. Между тем материальное производство является лишь частным случаем творческой деятельности человека. И как в материальном производстве, в любой творческой деятельности опора лишь на экономические механизмы ведет к нарушению прав потребителя. В 1991 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на страницах "Журнала Московской Патриархии" в статье "К экологии духа" "акцентировал внимание на том, что наряду с экологией природной среды существует более актуальная проблема - экология духа и совести человека, проблема создания и поддержания духовно и нравственно чистой среды проживания людей" [3:264].

Итак, под экологией духа нужно понимать раздел науки, занимающийся духовным и нравственным состоянием общества, а также влиянием творческой деятельности человека на духовное здоровье человека. Особое внимание экология духа должна уделять искусству (литература, театр, кино и т.д.) и СМИ, так как влияние этих составляющих творческой деятельности человека на нравственное состояние общества колоссально.

Тот, кто первым ввел термин экология духа, видимо интуитивно предполагал возможность использования метода аналогии для корреляции механизмов экологического менеджмента на любую творческую деятельность человека.

Возьмем как пример творческой деятельности человека художественную литературу. Аналогом качества в художественной литературе является владение языком автора, отсутствие стилистических ошибок, богатство речи. Аналогом охраны окружающей среды и здоровья человека является оценка нравственного влияния художественного произведения.

Самыми простыми механизмами управления в материальном производстве являются технический контроль и экологическая экспертиза. Аналогично, прежде чем литературное произведение попадет к потребителю, оно должно пройти филологическую и нравственную экспертизу, или говоря более привычным языком, цензуру.

Нынешняя ситуация в сфере творчества аналогична ситуации, когда выпускается некачественный товар с нарушением требований охраны окружающей среды, обладающий потому низкой себестоимостью, а значит, более конкурентоспособный. Так называемая поп-культура требует значительно меньших материальных и временных затрат, а главное нравственных усилий и таланта, следовательно окупается гораздо быстрее. Поэтому должны быть механизмы, заставляющие производителя заботиться о качестве товара и о влиянии его на духовное здоровье человека.

То, что цензура использовалась для борьбы с инакомыслием, подсказывает, что необходимо говорить о механизмах управления, а не о строгих запретах. Нельзя быть максималистом и требовать от всех современных поэтов гениальности А.С.Пушкина. Но определить допустимые нормы, ниже которых опускаться нельзя, можно. Допустимые нормы в охране духовного здоровья должны формироваться не только и не столько учеными, сколько менталитетом народа, в нашей стране в течении тысячи лет формировавшегося Русской Православной Церковью.

Литературным произведениям, прошедшим филологическую и нравственную экспертизу в соответствующих государственных или общественных организациях, должен присваиваться класс I. Произведения I класса должны иметь законодательно определенные преимущества перед книгами, не прошедшими экспертизу.

Любая деятельность с использованием природных ресурсов требует их восстановления. Если говорить простым языком, то можно сформулировать логичное правило: срубил дерево, посади три. Так должно быть и в литературе. Выпустил так называемый иронический детектив, выпускай три книги Ф.М.Достоевского (или другие книги класса I). Такая политика сделает дешевой и широкодоступной классические произведения, а так называемую современную "попсовую" литературу сделает дорогостоящей. Производители будут вынуждены переориентировать рекламу на сбыт качественной продукции. Это ударит в первую очередь по той антилитературе, которой завалены прилавки, ироническим детективам, любовным романам, низкокачественному фэнтези. Подобный механизм используется, например, во Франции для защиты национального кинематографа от влияния американского масскульта.

Безусловно, для введения механизмов управления в творческой деятельности человека необходимы высококачественная законодательная база и подготовленное общественное мнение. Даже в случае с книгоиздательством возникнет масса нюансов: кроме художественной существуют религиозная литература, учебная литература, техническая литература, к каждой из которых требуется особый подход.

Нетрудно догадаться, что введение подобных механизмов встретит яростное сопротивление тех, кто получает огромные прибыли, загрязняя окружающую духовную и нравственную среду. Главным их аргументом будет утверждение, что спрос формирует предложение, что рынок сам отрегулирует необходимые для общества пропорции классической литературы и чтива. Очевидно, что это не так. Н.В. Гоголь, отмечая необходимость постановки в театрах высококачественных классических произведений, писал: "Можно все пьесы сделать вновь свежими, новыми, любопытными для всех от мала до велика, если сумеешь их поставить, как следует, на сцену. Это вздор, будто они устарели, и публика потеряла к ним вкус. Публика не имеет своего каприза; она пойдет, куды поведут ее. Не попотчевай ее сами же писатели своими гнилыми мелодрамами, она бы не почувствовала к ним вкуса и не потребовала бы их" [2:71].

Современное нравственное состояние общества, отсутствие духовности диктуют нам необходимость введения механизмов управления, которые бы регулировали творческую деятельность человека. А значит, требуется развивать новую науку - экологию духа, с целью разработки и внедрения этих механизмов.


Список литературы:

1. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. Под общ.ред. Белова С.В. 2-е изд., испр. И доп. - М.: Высш.шк., 1999.

2. Гоголь Н.В. Духовная проза. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

3. Половинкин А.И. Православная духовная культура. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.



ДАЛЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ДАЛЕЕ

Сайт Спасо-Преображенской Общины

Сайт ООО"Эртен 1"

Сайт Полимерной Упаковки


©  Гаврилин Петр  2005

Hosted by uCoz